Честь и культура боя у викингов

В Исландии времен викингов насилие являлось общепринятой нормой жизни и средством разрешения конфликтов и даже в некоторых случаях предписывалось в качестве законного средства их разрешения. Тем не менее насилие было контролируемым исландской правовой системой тех времен - жизнь не могла быть отнята просто так. В древней Исландии существовала «культура насилия».
Согласно этической поэме Хаувамал :
„Betra er lifðom oc sællifðom,
Ey getr qvicr kú
Eld sá ec up brenna auðgom manni fyrir
Enn úti var dauðr fyr durum.
Haltr riðr hrossi, hiorð recr handarvanr,
Daufr vegr oc dugir´
Blidr er betri, enn brendr sé:
Nýtr mangi nás“
А вкратце суть в том ,что лучше быть живым, чем трупом, ибо от трупа мало пользы.
Существовала определенная культура междоусобиц и кровной мести, которая позволяла обойтись без массовой резни, не разрушая устои общества. Тем не менее, как во многих примитивных культурах и сегодня ( например, у арабов – хамулы ), каждый исландец должен был быть частью большой семьи или клана, чтобы не пасть жертвой любого посягающего на его жизнь.
Любая междоусобица в древней Исландии руководствовалась принципами чести. А честь была достоянием любого члена общества, не просто каким-то отвлеченным понятием, а именно ценным активом человека. И к любому индивидууму относились соответственно, да и не только к нему, а ко всей его семье — честь накладывала несмываемый отпечаток (к лучшему или к худшему) на окружение любого индивидуума, да и не в одном поколении. Для семьи иметь человека чести было важнее, чем обладать любым материальным благом.
В соответствии «с уровнем чести»  к любому человеку было соответствующее отношение во всем — в делах, в личной жизни, в общине — везде. Отнестись к «человеку чести» неуважительно всегда означало столкнуться с весьма неожиданными последствиями — зачастую с летальным исходом.
Честь была частью древних нордических ( северо-германских народов ) языческих верований. Согласно этим верованиям, единственное, что оставалось после смерти человека — его хорошее имя, репутация и честь. Именно поэтому честь была важнее любого материального имущества.
Древнеисландское общество ожидало от любого члена общества защиту своей чести от любого посягательства на нее прежде всего. Считалось , что человек обязан защищать свою честь, желательно мирным путем, но в конце-концов в любом случае и любой ценой.
Честь также передавалась по наследству. Честь нужно было хранить и преувеличивать со временем.
Интересный аспект нордических верований — судьба. Норны - в скандинавской мифологии три женщины, обладающие силой решать судьбу любого человека ( и даже богов ) - решали ее в момент рождения. Т.е. именно в момент рождения человека определялись дата и время его смерти. Никто был не в состоянии пережить эту дату, ни при каких обстоятельствах.
Но главное,что кроме смерти, все остальное не было предопределено. Поэтому в любом предприятии было два варианта его исхода — удача или смерть. Т.е. абсолютно неважно, останешься ты дома в теплой кровати или будешь драться до последнего с превосходящим тебя по численности противником — все равно,то, когда ты умрешь, предопределено. Именно поэтому в древней Исландии не имело смысла не быть смелым и отчаянным — ведь все равно не умрешь раньше своего времени.
Этот взгляд на жизнь отлично проиллюстрирован в Саге о Сверрире ( Сверрир Сигурдссон ( Сверрир Норвежский ) — король Норвегии с 1184 по 1202 годы ). Согласно саге, Сверрир, напутствуя войска в бой, рассказал следующую историю:
«Фермер, отправляя сына на войну, дал ему совет, чтобы он был отважным и дерзким в бою.
-( Отец ) Что бы ты делал в бою, зная заранее, что в нем погибнешь?
-( Сын ) Тогда с какой стати мне не рубить направо и налево?
- А теперь предположим, ты точно знаешь ,что не погибнешь в этом бою?
- Тогда почему бы мне не сделать в этом бою все, что в моих силах?
- В каждой битве, что ты дерешься, одна из двух вещей случится — ты либо падешь, либо останешься в живых. Будь смелым, ибо все предопределено. Ничто не может приблизить человека к его смерти раньше времени, но и ничто не может спасти человека от смерти в урочный час. Самое худшее — умереть, спасаясь бегством».
Таким образом, принципы судьбы и чести управляли действиями исландцев времен саг - быть отважными и склонными к риску, копящими всю жизнь свою честь и исключительно чувствительными к попыткам эту честь попрать.
В зависимости от поведения и качеств человека его могли отнести к разным категориям, и эти категории варьировались от drengr — благородный ( в современном исландском "drengur"- значит "парень" ), до niðingr — объект презрения.
Дренгр — это смелый, честный, бесстрашный, справедливый и уважающий других человек. Всегда держащий свое слово. Сильный, но пользующийся силой умеренно, иначе он будет считаться несправедливым — ójafnaður. Кроме этого, в сагах мы  видим, что исландцы с уважением относились к обладающим следующими качествами: доблесть, умеренность, чувство юмора, способность контролировать эмоции, самоконтроль, щедрость, стоицизм и неотступность от цели, даже перед лицом несчетного количества противников.
Упомянутая выше этическая поэма "Хаувамаул" дает следующие наставления:  цени мудрость и здравый смысл. Будь веселым, внимательным и заботливым, учтивым. Будь вдумчивым, скупым на слова. Будь независимым, даже если это означает "не владеть большим имуществом". Выгляди прилично, но не переусердствуй в заботах о своем внешнем виде. Имей разумные амбиции, не слишком большие и не слишком скромные. Будь настоящим другом и отвечай услугой на услугу. Больше всего цени дружбу. Для друга не жалей ничего, по отношению к врагу не терзайся угрызениями совести.

Niðingr был объектом презрения и отвращения. Парией. Другие мужчины не помогали ему ни в чем и не укрывали его ни от чего. Если один человек предавал другого,  он становился Niðingr. Кроме того, Нидингром можно было стать из-за — трусости, измены, нарушения клятвы, убийства родственника или беззащитного человека. ( В Гисла саге Эйольвур приказал убить женщину, ударившую его.  Убить женщину — постыдный акт. После этого Эйольвур считался нидингр ).
Интересно сравнить с некоторыми исламскими народами, где убийство родственника — нормальный поступок при защите «чести семьи» или женщины, в случае нарушения «закона».
Где-то тут, в "свиной долине" произошла трагедия из Лаксдайл Саги - битва между Кьяртан Олафссоном и Болли Торлейксоном. Жена Болли Гвудрун подговорила своего мужа и его братьев убить его молочного брата Кьяртана, когда он проезжал мимо долины всего лишь с несколькими людьми ( на самом деле Гвудрун хотела жениться изначально на Кьяртане, но из-за лживого слуха, что он помолвлен с другой,  вышла за Болли ).
Болли, отталкиваемый мыслью о таком подлом поступке, нехотя согласился. Пока они сидели в засаде, Болли сделал все, чтобы Кьяртан заметил опасность, даже специально выходил из засады, но Кьяртан попал прямо к ним в руки..Начался бой. Но когда Кьяртан увидел, что Болли, его молочный брат, дерется против него,  он бросил меч, отказываясь продолжать сражение. Болли нанес смертельный удар и Кьяртан умер у него на руках.
Позже и Болли был убит родственниками Кьяртана, а их сыновья заключили мир, несмотря на то, что Гвудрун и дальше подговаривала их к месте за отца.
П.С. По материалам соответствующей литературы, в том числе лекции профессора Шорта. Цви Ариэли, Западные Фьорды, Исландия

Похожие по тематике публикации:



Комментариев нет:

Отправить комментарий